НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

Энергетическая отрасль российской экономики находится сегодня на пике больших перемен. Реформа электроэнергетики вывела на бизнес-сцену не только новые компании, но и новые лица. Что необходимо для того, чтобы соответствовать специфике современной энергетики, адекватно отвечать на все вызовы отраслевых реформ — в беседе с генеральным директором ЗАО «Самарская сетевая компания» ВИЛЕМ МУХАМЕТШИНЫМ.

-Виль Сабирович, в этом году ССК исполнилось 5 лет. Какие из первоочередных задач, поставленных перед Вами, были решены за последние годы?

-Одним из первых шагов было создание и сохранение слаженной и работоспособной команды, которая доказала, что может реализовать практически любые поставленные задачи, даже в условиях кризиса. Следующий шаг — дальнейшее формирование организационной структуры компании, которая позволит эффективно управлять всеми нашими активами. В 2009 году мы реализовали проект по изменению системы управления: усовершенствовали организационные структуры центрального офиса и районных подразделений, определили основные бизнес-процессы, выстроили грамотную финансовую схему. Один из принципиальных вопросов на сегодняшний день — мотивация персонала. На каждом из этапов развития формируется определенный коллектив, направленный на достижение конкретных целей и задач. Изначально это была группа людей, нацеленная на активный рост компании. Сегодня, когда мы вышли на определенный уровень стабильности и необходимость в антикризисном управлении отпадает, первоочередной вопрос — мотивация коллектива к работе на длительной дистанции.
В этом году мы занимаемся разработкой и внедрением системы мотивации на основе контрольных показателей эффективности подразделений, методики премирования сотрудников. Еще один из принципиальных вопросов — решение проблемы дебиторской задолженности потребителей и борьба с коммерческими потерями. Мы ищем различные механизмы, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Выстраиваем адресную работу с потребителем, занимаемся выявлением несанкционированного потребления электроэнергии, особенно в районах области, где эта проблема стоит на порядок острее, чем в городе. И конечно же, главная наша задача — это качественная подготовка и прохождение осенне-зимнего периода. Энергетики шутят, что существует два времени года — осеннее-зимний период и подготовка к нему.
А если серьезно, наша компания обслуживает фактически всю область. Поэтому излишне говорить, что задача подготовки электрооборудования к зиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения всегда в числе приоритетных.

-Виль Сабирович, с какими производственными показателями вы подошли к своему профессиональному празднику?

-Праздник приходится на конец года, когда подводятся итоги о проделанной работе. В целом мы успешно справились с основной задачей — качественным энергоснабжением потребителей. В этом году были увеличены инвестиции в модернизацию и капитальный ремонт сетей и электрооборудования. Проделан большой объем работ по подготовке к осеннее-зимнему периоду: текущий и капитальный ремонт трансформаторных подстанций, восстановление кабельных линий, комплексный ремонт воздушных линий с заменой опор и проводов. В рамках инвестпрограммы, мы выполнили ряд проектов по ликвидации так называемых «узких мест» — реконструкцию ПС «Станкозаводская» в Самаре, улучшение электроснабжения в Волжском районе.
В этом году мы осуществили важный для нас проект — строительство центральной базы, включающей несколько складских помещений для комплексного хранения, распределения и транспортировки всех материалов и оборудования. Это не просто центральный склад, но и административно-офисное здание, в котором будет размещаться персонал. В связи с открытием новой базы, мы расширили организационную структуру и сформировали полноценное централизованное логистическое направление в компании.

-ССК обслуживает электросети в 27 муниципальных районах и 6 городских округах — это фактически вся область. Как это влияет на систему и качество управления?

Первый фактор — географический. Территория производственной деятельности ССК простирается на всю область. Поэтому для того, чтобы посетить все наши объекты потребуется несколько дней. Второй фактор — политический. Каждый из районов, в которых работает компания, имеет свою политическую структуру. Нам необходимо вести конструктивное сотрудничество с органами власти, региональными энергетическими компаниями, с регулирующими органами. Эти факторы определяют особенности нашей организационной структуры. Нами созданы районные подразделения, которые занимаются оперативным управлением всей производственной деятельности в районах, в центральном управлении координируется и контролируется деятельность всех филиалов. Поэтому система управления четко централизованная, здесь проблем с управлением не возникает.
Есть другие вопросы. Большое заблуждение считать, что в районах существует избыток квалифицированного рабочего персонала, наоборот дефицит. Кроме того, показатель текучести кадров в районах высок, так как существует конкуренция со стороны малого и среднего бизнеса в энергетической отрасли. Сегодня это актуальная проблема. Поэтому работа с персоналом и создание благоприятных условий труда — в ряду первоочередных вопросов.

— Виль Сабирович, как вы оцениваете перспективы развития Самарской энергетики, как обстоят дела с инвестициями?

-Перспективы есть у тех, кто твердо стоит на ногах и уверенно смотрит вперед. В настоящее время совместно с министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области электросетевые компании активно прорабатывают вопросы развития региональной энергосистемы. Что касается нашей компании, то мы развиваем свои мощности, там, где видим рост реального спроса или дефицита на электроэнергию. Сегодня в связи с некоторой активизаций малого и среднего бизнеса в сфере промышленности, мы сталкиваемся с ограничением пропускной способности электрических сетей. Для решения этих проблем мы проводим капитальный ремонт и реконструкцию электросетевых объектов, осуществляем строительство новых центров питания, внедряем энергоэффективные и энергосберегающие технологии.

-Виль Сабирович, Вы назвали повышение энергетической эффективности одним из факторов развития энергосистемы, как реализуется закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» в Самарском регионе?

-Сегодня, на областном уровне принята целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Но, на мой взгляд, для эффективной работы механизма программы необходима мотивация со стороны потребителя, которая, к сожалению, сегодня очень низкая. Пока потребитель не осознает необходимость экономии энергоресурсов для своего же блага, никакая программа эффективной не будет. Помимо этого, необходимо стимулировать потребителя к применению энергосберегающих технологий. Нам, как электросетевой компании, выгоден рост энергопотребления, но важно чтобы оно было контролируемо. Качественный учет — основной фактор снижения комеррческих потерь электроэнергии.
В «ССК» активно реализуются мероприятия по выявлению и пресечению бездоговорного и безучетного потребления, внедряются новейшие системы учета, ведется работа по распределению нагрузок, приближению источников питания к потребителю, замене или отключению неиспользуемых мощностей, оптимизации режима работы сетей. Все эти меры направлены на снижение потерь.

-Виль Сабирович в этом году ССК была признана лидером в области электроэнергетики, как Вы оцениваете эту награду и каковы перспективы дальнейшего развития компании?

-Безусловно, это значимое и в целом неожиданное для нас событие. Награда — как символ, приятно, но важно внимание и экспертная оценка. Я думаю, на этом конкурсе ни одно предприятие не боролось ради награды специально. Все работали для потребителя, думали о том, как улучшить свои производственные показатели и программы. И когда итогом этого труда становится награда — вдвойне приятно. Для нас это знак того, что мы движемся в правильном направлении.
Сегодня перед нами стоит задача повышения капитализации компании, а значит и расширение зоны обслуживания. Определенные шаги в этом направлении мы уже сделали. На будущий год у нас заложена обширная программа по восстановлению муниципальных электросетевых объектов, ветхого жилья — это наиболее изношенные электросети, требующие капитального ремонта и реконструкции. Ведь только так, постоянно работая над повышением надежности функционирования электросетевого комплекса можно добиться качественного и безаварийного энергоснабжения потребителей.