Стабильность сетевиков(«№ 7 (762) ДЕЛО»)

Кризис 2008-2009 года поставил энергетические компании в новые условия работы – падение спроса на электроэнергию, резкое увеличение неплатежей и недостаток финансирования. О том, как кризис повлиял на сетевые компании, каковы итоги летних программ ремонтов и реконструкций, об ожиданиях по итогам работы в 2009 году «Делу» рассказал генеральный директор ЗАО «Средневолжская сетевая компания» Виль Мухаметшин.

О кризисе

- Энергетическая отрасль является одной из системообразующих в отечественной экономике, и негативные социально-экономические последствия кризиса здесь минимизированы. Согласны ли Вы с этим утверждением?

- Электроэнергетика является системообразующей отраслью экономики любой страны. Быт, промышленность и производство тесно связаны с электроэнергетикой. Падение объемов производства в строительстве, металлургии, а также общеэкономический спад повлекли за собой негативные последствия в работе энергетиков. Прежде всего, это сказывается на объемах потребления. Энергетическая отрасль является вспомогательной частью любого технологического процесса. В каждом из них есть энергетическая составляющая, которая является определенной частью себестоимости продукции. Кризис влияет на объем производственной продукции и оказания услуг - а это в той или иной степени отражается на энергопотреблении производства.
На сетях ССК нет крупных системообразующих промышленных организаций, в основном мы работаем с мелкомоторными предприятиями, с бытовыми потребителями, и это некоторым образом нивелирует нашу кризисную ситуацию - резкого падения спроса на электроэнергию мы не ощущаем. Поэтому объемы оказываемых нами услуг снизились не столь значительно. Тем не менее, обострилась другая проблема - процесс роста задолженностей и неоплаты наших услуг прогрессирует. Динамика роста неплатежей за потребленные энергоресурсы на сегодняшний день составляет порядка на 15%, участились случаи воровства.

- Была ли пересмотрена стратегия управления предприятием в связи с кризисом, было ли введено антикризисное управление?

- Стратегически мы более критично подошли к нашему бюджетному процессу, переориентировав его на возможные снижения доходной части. Возможно, мы пересмотрим и затратную часть, еще раз сбалансируем бюджет с учетом кризиса. Но никаких отдельных антикризисных программ мы не вводим.

О технологиях управления

- Какие современные технологии управления существуют сегодня в ССК? Внедряются ли новые?

- В 2007-2008 годах во время бурного развития компании приоритеты были направлены в большей степени на организационные процессы общей части бизнеса. Теперь же, когда компания вышла на определенный стабильный уровень бизнес-процессов, когда сформирована целевая структура компании, мы занялись организацией тех направлений, которые отражают эффективность и качественный уровень развития. Для этого мы пригласили авторитетную московскую компанию, которая занимается консультированием по организации бизнес-процессов. Мы уже провели не одну сессию - и с акционерами, и с персоналом, наметили план совершенствования системы управления, оптимизировали организационную структуру аппарата управления, к концу года планируем достичь целевой конфигурации наших обособленных подразделений в районах и городах. Программа рассчитана на два года. В неё включены и вопросы регламентации основных бизнес-процессов компании – реализации услуг, развития, техобслуживания имущественного комплекса. Важным, активно развивающимся направлением для нас остается логистика.

О ремонтах

- Завершается период летних ремонтных кампаний. Можно ли уже подвести какие-то итоги?

- Итоги, конечно есть. Программы ремонтов и реконструкций в ССК разрабатываются с таким расчетом, чтобы ежегодно в каждом из муниципальных образований устранять «узкие» места, заниматься профилактическим ремонтом и реконструкцией. На сегодняшний день освоено порядка 80% запланированных на 2009 год средств. Закончен ремонт на двух крупных распределительных пунктах – в Жигулевске и Новокуйбышевске. В Жигулевске, кроме того, проведена замена выключателей и ремонт линий электропередач. Аналогичная работа завершена в Самаре на подстанциях «Речная» и «ЗИМ». По воздушным линиям 110 и 35 кВ проводим работы по замене более 10 км грозотросов в Нефтегорском районе. В планы этого года входит капремонт подстанции «Станкозаводская» в Самаре. Она обеспечивает электроэнергией значительную часть старого района города – администрацию г. Самары, Самарскую губернскую думу, Центробанк, а также довольно крупный бытовой сектор. Вся ремонтная программа расписана, и фактически мы выполним ее на 100%. Основные трудности в этом году связаны с отказом от обслуживания сетей подрядными организациями, что значительно повысит эффективность освоения финансовых средств на ремонт. Потребовалось серьезное пополнение, как нашей материально-технической базы, так и транспортного парка. Таким образом, нам пришлось сместить сроки ремонтной кампании до ноября. Но для нас это не критично. Напротив, если первое время мы в основном занимались аварийным восстановлением, то сегодня, имея полный аудит по состоянию нашего оборудования, мы работаем исключительно в плановом режиме.

О тарифах

- Тариф на техприсоединение был получен СС К только 31 июля. Какие потери несет компания от столь позднего его установления?

- Тариф на техприсоединение определяет объем инвестиций, которые мы получаем и вкладываем в финансирование реконструкций и строительство новых объектов. В отсутствии тарифа мы продолжали присоединять потребителей с мощностью до 15 кВт. Что касается крупных потребителей, то возможность их присоединения сохранялась, но размер платы в этом случае рассчитывался бы регулирующим органом по индивидуальному проекту. Однако в этом году количество заявлений на увеличение мощности в промышленной сфере существенно снизилось, в то время как в 2008 году мы получили порядка 600 таких заявлений. В связи с этим серьезного влияния на ССК отсутствие тарифа не оказало. Сам по себе тариф это еще не денежное поступление, а лишь возможность его применения. Сегодня возможность его применения очень мала, так как инвестиционный климат, как в области, так и по стране достаточно слаб. Однако получение этого тарифа было для ССК очень важным. Принятие тарифа в этом году существенно облегчит нам задачу принятия его в 2010 году. В этом году тариф был установлен по новой методике, которая предполагала достаточно длительный процесс согласования инвестиционных программ в районах. Надеюсь, что один раз отработав согласование инвестпрограмм, пройдя весь этот путь совместно с нашим регулирующим органом, с министерствами и Губернской Думой, в следующем году мы будем уже четко и ясно понимать процесс и отработаем его более оперативно.

О финансах

- Выручка ССК по итогам 2008 года выросла более чем в два раза по сравнению с 2007 годом. Каких результатов Вы ожидаете по итогам 2009 года?

- ССК была создана в 2005 году, операционную деятельность начала в конце 2006- го. С каждым годом компания набирала обороты, увеличивала финансовые и производственные показатели, расширяла географию своей деятельности, чем и объяснятся значительный рост финансовых показателей по итогам 2008 года. Что касается финансовых показателей в этом году, то по размеру выручки мы выйдем на уровень прошлого года – 1,55-1,6 млрд рублей. Показатель прибыли будет зависеть от выручки за техприсоединение и станет источником финансирования фактического присоединения потребителей. Он сложится по факту и пока сложно точно сказать, каков будет ее объем. Тем не менее, мы многого добились в новых рамках финансирования, и в целом я считаю работу компании положительной.

Андрей КАРАВАЕВ