На прошлой неделе в Чапаевске открылся филиал молодёжного театра «Light».
На прошлой неделе в Чапаевске открылся филиал молодёжного театра «Light».
Актёрами театральной студии стали студенты Чапаевского химико-технологического техникума. Театр «Light» — исключительно волонтерский проект. С первого дня создания в 2003 году театр определил своей миссией — соединить искусство с профилактикой социальных проблем, формировать высоконравственную, интеллектуальную и творческую личность молодого человека. Открытие театра в Чапаевске стало уже третьим в рамках проекта «Энергия театра», осуществленного при поддержке Самарской сетевой компании. В 2009 году филиал театра был открыт в Сергиевске, в 2010 — в Отрадном. Сегодня ребята из этих городов гастролируют с театральными постановками по всей области.
«Методика работы театра эффективна — считает генеральный директор ЗАО «Самарская сетевая компания» Виль Мухаметшин. — Театр действует по принципу «равный — равному», ведь актеры и зрители находятся на одной возрастной ступеньке. Ребята рассказывают о проблемах в обществе своим же сверстникам доступным им языком — понятным для молодежи. Ведь порой взрослым сложно достучаться до молодого поколения. Идея решения проблемы распространения негативных социальных явлений в молодежной среде посредством театрального искусства показалась нам интересной и нестандартной. Именно поэтому мы решили поддержать проект и как видим не зря, уже 2 года он успешно существует и находит новых своих последователей. Мы считаем, что важно осуществлять не только свою профессиональную деятельность, но и помогать молодому поколению, ведь это наше будущее. Бизнес сегодня должен быть социально-ответственным перед обществом.
— Главная задача нашего театра не в том, чтобы человек как-то творчески самовыражался или просто свободное время «убивал». Акцент «Light» сделан на то, что во время подготовки спектакля ребята общаются с психологами, участвуют в тренингах и, проникшись идеями здорового образа жизни, сами становятся проводниками этих идей среди сверстников, — объясняет смысл социального театра руководить театра Михаил УШАКОВ. — Сюжеты придуманы самими ребятами. Это тот самый принцип «равный равному», когда проблемами подростков занимаются они сами при полном одобрении, но невмешательстве «взрослых». Здесь, в Чапаевске, видим пример замечательного сотрудничества сразу нескольких организаций: Самарской сетевой компании, администрации техникума, мэрии Чапаевска. Все они активно поддержали инициативу местной молодёжи по созданию филиала театра.
За пять дней чапаевским ребятам, многие из которых не были даже знакомы друг с другом, предстояло не только освоить азы сценического поведения, но и придумать актуальную тему для театральной постановки. Из двадцати проблем родного города, названных самими студентами, проституция, СПИД и повальное пьянство беспокоят ребят больше всего. Все эти «язы общества» и были представлены на сцене. Языком театра ребята попытались передать то, что волнует их самих, своим визави — сверстникам, сидящим в зрительном зале.
«Перекрёстки судеб» — так назвали свой спектакль ученики. Десять персонажей, столкнувшиеся на этих перекрёстках, — это три истории, взятые из жизни. Максим, молодой «игроман», бесконечно тянущий деньги у своей подруги; десятиклассница Катя, ради содержания своей матери-алкоголички отправляющаяся зарабатывать на «панель»; Аня, девушка-«мотылёк», не замечающая, что её брат Блик торгует наркотиками, а лучшая подруга давно на них «сидит».
— Не думаю, что все вдруг бросят выпивать, если выпивают, — рассуждает Оля СИМХАНОВА, играющая Аню, — но мои знакомые и друзья хотя бы увидят себя в этой ситуации, увидят исход — болезнь, смерть — и что-то же должно в них всколыхнуться! Пусть не все, но хоть кто-то изменит свою жизнь!
После представления лицедеи из роли не выходят, а продолжают беседовать со зрителями. — Блик, ты понимаешь, что ты убийца? — возмущён увиденным на сцене парень из второго ряда. — Это же все близкие тебе люди! — Между прочим, я приношу людям радость, расслабление. Разве нет? — Парирует «убийца». — Настя, а может, ты просто хотела вызвать к себе внимание, начав употреблять наркотики? — громко интересуются из зала однокурсницы у своей подруги — новоявленной актрисы. — И не кажется ли тебе, что мать нужно было отправить на лечение — как раз бы тех денег, которые ты ей на водку зарабатывала, хватило на платного врача? — Проявляют удивительную осведомлённость в жизненных ситуациях подростки.
По всему видно, что поведение персонажей, которых их ровесники «изобразили» на сцене, ребят не по-детски задели. Они втягиваются в дискуссию. А местный психолог Юлия ШУМЕЙКО любопытство ещё и подогревает.
— Посмотри на себя, — говорит она «девушке—наркоманке». — На свою обувь, на брюки, на причёску. Кто из ребят с тобой захочет встречаться?
Ребята в зале переглядываются, как бы по—новому оценивая внешность товарищей по учёбе. У психологов такой метод работы с залом называется «фоссилизацией». Жёсткую мораль заменяет тесное общение зала с актёрами. Подростки настолько вжились в сюжет, что заключительные слова их персонажей: «Я не торгую наркотиками», «У меня прекрасная мама», «Я не колюсь и не курю» зал встречает вздохом облегчения.
Задача постановки выполнена — ребятам показали «оборотную сторону» удовольствий, они осознали, что наркота и алкоголь — большая проблема. До разума ровесников юные лицедеи достучались. А вот донесли ли актёры главную идею спектакля — каждый человек сам кузнец своего счастья или несчастья? Работа души незаметна и требует времени...