Самарцам отключают тепло- и электроснабжение из-за долгов управляющих компаний?(Комсомольская правда— 30.05.2009)

30 мая 2009

Самарцам отключают тепло- и электроснабжение из-за долгов управляющих компаний?(Комсомольская правда— 30.05.2009)

Проблему несвоевременной оплаты тепло- и энергоресурсов в Самаре и области в пресс-центре «КП» обсудили заместитель министра промышленности, энергетики и технологий Самарской области, руководитель Управления газоэнергетического комплекса Михаил ОВСЯННИКОВ, директор филиала ОАО «Волжская ТГК» «Территориальное управление по теплоснабжению в г. Самаре» Владимир ВАСИЛЕНКО, директор по развитию и реализации ЗАО «Средневолжская сетевая компания» Роман ГОЛИН и заместитель директора ЗАО «Самарагорэнергосбыт» Игорь СЛЮСАРЬ.

«Несвоевременные платежи стали уже традицией!»

- Скажите, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию, связанную с многомиллионными долгами потребителей за коммунальные услуги? Насколько остро стоит этот вопрос в губернии?

Михаил ОВСЯННИКОВ:

- Действительно, перед нами стоит серьезная проблема неплатежей по всем энергоресурсам, которые потребляет Самарская область: газ, тепло, электроэнергия. В Самаре, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске с большими перебоями в основном идет оплата теплоснабжения, которое поставляет ОАО «Волжская ТГК». Задолженности исчисляются уже миллиардами рублей. В других городах - огромные долги за поставку газа и электроэнергию. Из 37 муниципальных образований Самарской области лишь в 10 - 12 таких проблем нет. На мой взгляд, это зависит в первую очередь от местной исполнительной власти, как она относится к этому вопросу. Например, в Чапаевске таких сложностей не возникает. Здесь нет серьезных проблем с оплатой газа, электроэнергии и тепла, хотя город не отличается большой бюджетной обеспеченностью. В Самаре же многомиллионные долги за теплоснабжение.

Владимир ВАСИЛЕНКО:

- В настоящий момент проблема задолженностей за коммунальные услуги принимает просто невероятные масштабы. Потому что у наших потребителей нет платежной дисциплины. Сегодня долг промышленных предприятий в Самаре составляет 200 миллионов рублей! Крупные неплательщики - ООО «Моторостроитель» (23 млн. руб.), ОАО «АВИАКОР - Авиационный завод» (40 млн. руб.), ОАО «Металлист-Самара». Я считаю, в этом случае проблема имеет субъективный характер, такова политика самих предприятий. Деньги за поставленные нами тепло и горячую воду, к примеру, ООО «Моторостроитель» не платит, а вот за пар - стабильно. И дело не в отсутствии денежных средств, а в личной безответственности. Свой долг предприятие погасит только осенью, когда на носу будет очередной отопительный сезон. Получается, сейчас эти деньги направляются на какие-то собственные нужды. Но так работать нельзя! Есть стандартная схема: есть деньги - покупай, потребил - плати!

Такая же ситуация с управляющими компаниями, которые своевременно не оплачивают счета. И никто не задумывается о том, что в тарифе заложены деньги на ремонт, подготовку к очередному отопительному сезону. Ремонтная кампания уже началась. Но из-за задолженности потребителей существует вероятность, что денег на ее реализацию в полном объеме попросту не хватит. Если ситуация и дальше будет развиваться в таком ключе, то у нас просто не будет средств на закупку топлива для производства тепла и горячей воды. В этом случае для снижения собственных затрат мы вынуждены будем вводить ограничения подачи тепла и тем самым снижать собственные затраты на топливо.

Игорь СЛЮСАРЬ:

- Проблема неплатежей со стороны потребителей традиционна для отечественной энергетики, в частности, для ее коммунального сектора. Однако с переходом энергетической отрасли к рыночному механизму регулирования и организации работы в условиях конкуренции этот вопрос приобрел особую актуальность. Так, к примеру, одним из ключевых условий приобретения гарантирующим поставщиком (коим является ЗАО «Самарагорэнерго-сбыт») электрической энергии для нужд потребителей на оптовом рынке электроэнергии и мощности является предоплата. Население же оплачивает свое потребление по факту. При этом некоторые потребители из числа физических и юрлиц расплачиваются с нами несвоевременно. Таким образом, у нас возникают кассовые разрывы, для ликвидации которых компания вынуждена прибегать к использованию заемных средств, что приводит к дополнительным расходам на обслуживание кредитов. Но мы вынуждены идти на это, поскольку не имеем права нарушить платежные обязательства на ОРЭМ. Ведь в противном случае под угрозой окажется надежность энергоснабжения всех потребителей. Для поддержания платежной дисциплины энергопотребителей ЗАО «СамГЭС» проводит целый комплекс мероприятий. Это и досудебные переговоры с должниками, и ведение претензионной работы, направление в суд исковых заявлений. В отдельных случаях, когда исчерпаны все другие способы воздействия на дебиторов, мы их попросту отключаем.

Роман ГОЛИН:

- Наша компания работает практически во всех муниципальных образованиях Самарской области, и проблема неплатежей для нас является одной из наиболее острых. В этом плане нам особенно тяжело выстраивать взаимоотношения с бытовыми потребителями. Финансовый кризис же еще больше обострил проблему неплатежей. Мы отмечаем ежемесячное снижение оплаты за электроэнергию примерно на 20% в месяц с начала года. Но тем не менее винить во всем кризис нельзя. Я считаю, что причина коммунальных неплатежей также и в неорганизованной работе управляющих компаний и личной безответственности руководителей и отдельных граждан.

Неорганизованность Управляющих компаний

- Как сегодня выстраиваются взаимоотношения с управляющими компаниями?

Владимир ВАСИЛЕНКО:

- Наладить работу с управляющими компаниями нам очень сложно. Они идут на всевозможные хитрости, чтобы не платить за предоставленное теплоснабжение. Показательный пример - в Промышленном районе Самары, где в 80 жилых домов тепло поступало без договора. Причем жители выбрали управляющую компанию, но по документам она оформлена как некая эксплуатирующая организация. То есть заказчиком на коммунальные услуги для населения она не выступает, но деньги люди исправно платят именно этой обслуживающей организации, а не нам. Мы снова несем убытки. Пока не будет налажена работа с конечным потребителем, кризис коммунальных неплатежей будет только нарастать.

Игорь СЛЮСАРЬ:

- В начале этого года мы столкнулись с новой проблемой во взаимоотношениях с компаниями, управляющими жилым фондом. Работающая в спальном районе Самары УК с января фактически не несет никакой ответственности за предоставление качественных коммунальных услуг жителям домов, находящихся под управлением данной организации. В частности, речь идет об электроснабжении мест общего пользования, т. е. о работе лифтов, освещении подъездов и лестничных площадок. Как следует из поправок к договору электроснабжения, предложенным управляющей компанией, эта организация намерена ограничиться функцией агента, аккумулирующего на своих счетах средства граждан и перечисляющего нам некие суммы в счет оплаты потребления электроэнергии. Я говорю о «неких суммах», поскольку компания отказывается предоставить нам гарантии 100-процентной оплаты потребления, зато она предлагает нам отключать в жилых домах места общего пользования в случае, если УК станет наращивать долги перед ЗАО «Самарагорэнергосбыт». Вряд ли подобная ситуация нуждается в дополнительных комментариях. И так понятно, какими проблемами это грозит жильцам домов, «управляемых» подобной структурой. Такая странная позиция компании способна лишь привести к нагнетанию проблем и без того в непростом коммунальном секторе.

Роман ГОЛИН:

- Схема предоставления электроэнергии и ее последующей оплаты, к сожалению, на сегодняшний день недостаточно отлажена. Со своей стороны в соответствии с законодательством мы предоставляем коммунальные услуги по границам многоквартирного дома. Жители же сами должны определиться с формой управления домом: будет это ТСЖ, управляющая компания или непосредственное управление, чтобы решить все вопросы оплаты коммунальных платежей за предоставленные услуги. Если в городах жители в большей степени достаточно ответственно подходят к этому вопросу, то в сельской местности потребители становятся заложниками практически развалившегося ЖКХ, которое выступает в качестве управляющей компании. В такой ситуации поставщики услуг не могут быть уверены в работе управляющих компаний. Конечный потребитель может исправно оплачивать потребленное тепло и электроэнергию, но до гарантированного поставщика эти деньги не доходят. Страдают в конечном итоге жители, так как энергетики вынуждены вводить ограничения электроснабжения. ЗАО «ССК» не работает с потребителями напрямую. Все платежи проходят через гарантирующего поставщика, который гораздо меньше сетевых компаний заинтересован в решении проблемы неплатежей. Для нас же долги потребителей выливаются в невозможность ремонтов сетей, их модернизации и, как следствие, сказываются на общей безопасности энергоснабжения городов и районов. Таким образом, систематические неплатежи ряда потребителей ставят под угрозу как полноценное развитие всей энергетической отрасли, так и возможность получения населением качественных и своевременных коммунальных услуг. Поэтому в настоящий момент мы сами пытаемся воздействовать на должников всеми возможными, предусмотренными законодательством методами: делаем обходы, предоставляем перечень должников гарантирующему поставщику, который оповещает о возможном отключении. В данном вопросе мы придерживаемся Постановления №530, где утверждены правила функционирования розничных рынков. В рамках этих правил гражданин-потребитель, имеющий три периода неоплаты электроэнергии, должен быть уведомлен за 15 дней до планируемого отключения. В случае неоплаты производится полное ограничение энергоснабжения.

Кроме того, сложности возникают с физическими и юридическими лицами, потребляющими электроэнергию без договора. При обнаружении этих так называемых бездоговорников мы должны сразу производить отключение. Но проблема в том, что нередко без договора осуществляется энергоснабжение социально значимых объектов, отключить которые мы не можем. В таких случаях все риски и затраты ложатся исключительно на нашу компанию.

ТСЖ - эффективная форма управления

- Какие возможные пути решения данной проблемы вы видите?

Владимир ВАСИЛЕНКО:

- Признание и выбор ТСЖ. Я считаю, эта форма управления является наиболее удобной, перспективной и стратегически важной. Товарищество может заключать все договорные отношения, менять управляющую компанию и многое другое. Но наши жители должны понять, что они сами выбирают варианты управления, и осознать, что должны проявлять инициативу в решении данных вопросов. Все исключительно в их руках.

Михаил ОВСЯННИКОВ:

- Полностью согласен с тем, что ТСЖ сегодня - наиболее перспективная система управления многоквартирными домами. Но пока в Самаре зафиксировано не более 20% товариществ собственников жилья. Львиная доля застройщиков не соглашается на ТСЖ, любой ценой стараясь удержать управление домом. Все дело в последующих непрозрачных платежах. Нужно сказать, поставщики энергоресурсов в очереди за своими деньгами стоят самыми последними.

В нашем министерстве создана межведомственная экспертная группа, в рамках работы которой мы неоднократно встречались с поставщиками энергоресурсов. Пришли к выводу, что необходимо создавать единый расчетно-кассовый центр. Тогда работа будет выстраиваться следующим образом: ТСЖ самостоятельно будет получать платежи с жильцов и напрямую заключать договор с поставщиком энергоресурсов через этот расчетно-кассовый центр. Поставщики таким образом будут напрямую общаться с конечными потребителями, у населения будут определенные гарантии. Если в ближайшее время в ситуации с растущими долгами не будет намечаться никаких положительных тенденций, министерство выступит с инициативой о создании единого расчетно-кассового центра уже в следующем отопительном сезоне.

Как сэкономить

- Как сегодня решаются проблемы энергосбережения? Какие государственные целевые программы в этом направлении эффективно работают в настоящее время?

Михаил ОВСЯННИКОВ:

- Сегодня работает областная целевая программа по энергосбережению в Самарской области. Благодаря этому многие объекты областной инфраструктуры оборудуют различными инновационными приборами, которые помогают снизить электро- и теплоснабжение. Так, в 2008 году были установлены модульные мини-котельные, системы автоматики и водоочистки, всего стоимостью 63 млн. рублей. Ожидаемый годовой экономический эффект от реализованных мероприятий составляет порядка 7 - 8 млн. рублей. В этом году программа также будет развиваться, она рассчитана до 2010 года.

Владимир ВАСИЛЕНКО:

- Энергосбережения можно достичь и более простыми способами. Например, в узле дома установить специальный регулятор, который бы автоматически при температуре свыше 960С пускал в систему теплую воду. В доме также нужно установить тепломер, а в квартире на батарее - кран для регулирования. Когда вам будет жарко, вы просто регулируете кран в квартире, тут же срабатывает тепломер. В конечном итоге вы меньше потребляете и соответственно платите. Очень простая схема. Так можно значительно сократить свои расходы на коммунальные платежи.

Игорь СЛЮСАРЬ:

- Сегодня различные компании активно рекламируют двухтарифные приборы учета, умалчивая о том, какова реальная выгода от их использования. По нашим подсчетам, для обычного среднестатистического потребителя годовая экономия средств от использования двухтарифных счетчиков составит порядка 300 рублей при затратах на покупку и установку прибора учета около 3 тысяч рублей. Несложно понять, как скоро окупятся эти вложения. Прибавьте к этому еще и затраты на периодическую государственную проверку приборов учета и замену батарей, на которых работают внутренние часы двухтарифных счетчиков. Реальную выгоду использование двухтарифных приборов учета приносит лишь при условии, если ночные объемы потребления существенно превышают дневной расход электроэнергии.

Значительно более эффективные способы сокращения расходов на оплату электроэнергии - приобретение счетчиков более высокого класса точности, использование современных люминесцентных энергосберегающих ламп и других энергосберегающих технологий в домашнем хозяйстве.

Комсомольская правда— 30.05.2009