ССК за честный килловат

24 ноября 2010

ССК за честный килловат

Из-за долгов потребителей электроэнергии страдает население

В 2009 г. по данным Министерства энергетики РФ, задолженность за электроэнергию на оптовом рынке России составила 28,9 млрд р., на розничном — 96,6 млрд р. Решение проблемы неплатежей является приоритетной задачей любой электросетевой компании. По мнению аналитиков, комплексная программа по борьбе с потерями ЗАО «Самарская сетевая компания» включающая реализацию технических и организационных мероприятий на уровне каждого района, дает повод надеяться, что энергетики смогут более эффективно бороться с этой проблемой.

Основной удельный вес долгов приходится на бытовых потребителей из числа физических лиц. Если в Самаре жители в большей степени достаточно ответственно подходят к этому вопросу, то в сельской местности потребители относятся к получению электроэнергии, как к социальной услуге, за которую платить необязательно. Достаточное количество недобросовестных потребителей встречается и среди крупных промышленных предприятий, которые считают возможным оптимизировать свои затраты, перестав платить за электроэнергию. Для сетевых компаний долги потребителей выливаются в отсутствие средств на ремонт электросетей, их модернизацию, и, как следствие, сказываются на общей безопасности энергоснабжения городов и районов. Директор по реализации и развитию ЗАО «ССК» Роман Голин отметил, что «систематические неплатежи ряда потребителей ставят под угрозу как полноценное развитие всей энергетической отрасли, так и возможность получения населением качественных и своевременных услуг».
«Мы сами пытаемся воздействовать на должников всеми возможными, предусмотренными законодательством, способами: предоставляем перечень должников гарантирующему поставщику, который оповещает о возможном отключении, ведем разъяснительную работу c населением, в отдельных случаях обращаемся в судебные инстанции» — резюмировал Роман Владимирович.

Безучетное и бездоговорное потребление — один из главных факторов коммерческих потерь. С целью выявления случаев самовольного и бездоговорного потребления у бытовых потребителей, специалисты ССК регулярно проводят выезды и осмотры в районных подразделениях. Целью таких проверок является не только выявление и отключение злоумышленников, так как большинство из них повторяют попытку несанкционированного подключения к электросетям, но и разъяснительная работа. Нарушителям объясняют, почему подобные действия не только наносят ущерб сетевым предприятиям, но и их собственному качественному электроснабжению.

В ходе разбирательства по выявленным фактам безучетного потребления электроэнергией составляется акт и подтверждается объем безучетно потребленной электроэнергии, стоимость которой нарушитель должен возместить. После этого акт предъявляется абоненту. Нарушители имеют возможность выбора — либо оплатить задолженность добровольно, либо довести дело до суда, который все равно заставит их возместить нанесенный энергокомпании ущерб. В случае, если потребитель готов оплатить задолженность добровольно, но не имеет возможности внести всю сумму единовременно, энергокомпания готова пойти ему навстречу и предоставить рассрочку.
В Самарской сетевой компании считают, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно выровнять отношения в энергетике, сделать их пропорциональными всем субъектам рынка для того, чтобы с неплательщиками единым фронтом работала бы вся отрасль и все бы участвовали в едином процессе — генерирующие компании, энергосбыт и сетевые организации. Необходимо чтобы все участвовали в едином процессе — от стадии производства киловатт-часа до конечной стадии потребления. Сегодня организации, получающие сбытовую надбавку за сбор средств с населения, фактически не отвечают за полноту этих сборов. Законодательно они никак не мотивированы, а в итоге любая задолженность ложится бременем на сетевые компании, у которых нет ресурсов для работы с потребителями, что ведет к усугублению проблем по недобору выручки и компенсации потерь. Электросетевые организации, в отличие от сбытовых и генерирующих компаний, не является субъектами оптового рынка, где действуют четко прописанные и достаточно жесткие регламенты. На оптовом рынке задержка платежа в один расчетный период влечет автоматическое начисление штрафных санкций. При задержке во второй, третий периоды вводятся санкции, ограничивающие деятельность сбытовых компаний на рынке. Действующее же законодательство в сфере распределительного электросетевого комплекса не предполагает автоматического перечисления задолженностей. Чтобы получить решение через арбитражный суд, требуется много времени, к тому же у неплательщиков есть способы затягивания процесса, ухода от ответственности. В этой ситуации "без взаимодействия субъектов отрасли проблему не решить«- считают в ССК. Сложившееся положение нужно менять — поскольку от стабильного энергоснабжения зависит ритмичная жизнь городов и сел, работа систем ЖКХ.

Комментарии

Роман ГОЛИН,
директор по реализации и развитию ЗАО «Самарская сетевая компания»

-Наша основная задача — не наказать нарушителя, безконтрольно пользующегося электроэнергией, а дать ему понять, что воровать электроэнергию столь же неприемлемо, как, например, воровать товары с магазинных прилавков. Электроэнергия — это тот же товар, который имеет свою цену, и пользоваться ею бесплатно мы не позволим.